Государтсвенное бюджетное учреждение общеобразовательная организация Запорожской области "Средняя общеобразовательная школа №19" г. Мелитополь (ГБУ ОО ЗО "Средняя общеобразовательная школа №19" г. Мелитополь)
О школе
Государственное бюджетное учреждение общеобразовательная организация Запорожской области "Средняя общеобразовательная организация №19" г. Мелитополь (ГБУ ОО ЗО "Средняя общеобразовательная школа №19" г. Мелитополь
История школы
Летом 2022 года Школу №19 и Школу №23 города Мелитополь объединили в одну общеобразовательную организацию под номером «19».
Рассмотрим историю школы по двум зданиям прежних школ: СШ №23 (корпус 1) и СШ №19 (корпус 2).
Школа №23 (корпус 1)
Годом создания школы считается 1907, хотя первые официальные документы в школьном архиве датированы только 1924 годом. В начале XX века здесь учились дети железнодорожников Мелитополя и ближайших станций. Ученики «железнодорожного реального училища» с 2-летним образованием находились на полном государственном довольствии - жили в интернате, получали форму и спецпитание. Позже на базе училища была создана 7-летняя школа № 90. В 1934 году она была преобразована в 10-летнюю школу № 70.
С 1974 года в школе углублённо изучался английский язык.
В 2018 году полностью был изменен внешний вид, был проведен капитальный ремонт школы.
Школа №19 (корпус 2)
Впервые о школе упоминается в документах, датированных 1912 годом, когда по ул. им. Сталина (ниши ул. Ломоносова) рядом с сидьпо была построена церковно-приходская школа, в 1917 году по ул. Гризодубовой начала действовать начальная школа. В начале 1918 г. при школе были объединены в одну Кизиярскую образцовую школу районного значения, директором которой стал Виденко Антон Лазаревич. Школа быстро росла, и с 1937 года по решению Мелитопольского исполкома ей был предоставлен ранг средней школы с обучением на украинском и русском языках. В этом же году по рекомендации Н.К.Крупской Совет Народных Комиссаров Украины вынес решение о возведении нового здания средней школы на пересечении улиц Гризодубовой и Сталина (сейчас ул. Ломоносова). В 1938-1939 гг была построена школа № 19 - первая на Кизияре, двухэтажная, большая и красивая, В ней было 43 класса (28 с украинским и 15 с русским языками обучения). Занятия проводились в две смены, поскольку классы были переполнены. Первым директором новой школы стал Рудский Арсентий Семенович, а с 1939 г. – Моисеенко Яков Анатольевич.
Первым двадцати двум выпускникам 1940-1941 у.г. директор школы Калинин В.П. вручил аттестаты зрелости. Все 22 ученика добровольно ушли на фронт.
В 1943г. когда Мелитополь был оккупирован фашистами, поэтому занятия в школе были приостановлены. На 1-м этаже была конюшня, а на втором расположилась казарма для солдат. Сад вокруг школы был уничтожен и сожжен в печах школы. Отступая, немецкие варвары взорвали и сожгли школу, предварительно разграбив ее.
Школа не подлежала ремонту. После войны занятия проводиться в 3 старых помещениях в течение 10 лет.
И только в 1955 году дети могли учиться в отстроенном помещении под руководством директора Бурахович Полины Ивановны.
С 1959 года наша школа стала односменной и украинской. Однако постепенно она превращается в русскоязычную.
В 1976 году к школе №19 присоединяется начальная школа №17 и становится ее филиалом. Это создает трудности в работе администрации школы, поскольку здание начальной школы находится вдали от главного корпуса. По этой причине вводится должность второго заместителя директора школы и административный состав имеет следующий вид: директор школы – Слюсар Н.О., и заместитель директора – Карташова А.И., II заместитель директора – Алешин А.С., организатор – Рыбалкина В. А.
С 1986 года директором стала Левенок Жанна Андреевна, энергичный и творческий человек, благодаря которому наша школа получила ранг гимназии.



Образование и формы обучения
Формы обучения
В современном мире родителям и детям предоставлен выбор из нескольких форм обучения. Помимо очной формы обучения, наиболее распространённой сегодня, есть и такие формы образования как семейное образование, самообразование, экстернат и очно-заочное обучение. Многие относятся к ним предвзято, считая, что дети на этих формах обучения меньше учатся. На самом деле требования на аттестациях довольно сложные, и, если Вы не изучили хорошо темы, то хорошую оценку Вы за них не получите.
В ГБУ ОО ЗО "Средняя общеобразовательная школа №19" г. Мелитополь РЕАЛИЗУЕТСЯ ОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
Начальное общее образование: очная форма обучения
Основное общее образование: очная форма обучения
Очная форма обучения
Эта форма обучения сейчас самая распространённая. Она заключается в том, ребёнок каждый день ходит в школу, и все предметы без исключения изучает в школе.
Плюсы
Ребёнок, помимо родительского контроля, ещё и находится под контролем учителей, которые заставляют его учиться, выполнять задания – задача родителей, как правило, облегчается.
Если у ребёнка проблемы со школьным предметом, а родители сами в предмете не разбираются и не могут помочь, то учитель может объяснить ученику непонятную тему.
Минусы
Если ребёнок хорошо разбирается в школьном предмете и без помощи учителя, если он лучше большинства своих одноклассников – то хождение на этот предмет будет лишней тратой времени, т.к. при самостоятельном обучении он изучил бы преподаваемый учителем материал намного быстрее.
Зачастую на очном обучении ребёнок тратит очень много времени на учёбу, и у него остаётся мало времени на занятия спортивной или творческой деятельностью.
Иногда учителя не могут хорошо объяснить материал или тратят много времени на отвлечённые темы.
Итак, очная форма обучения хороша для тех, кто не может правильно организовать себя, т.е. тот, кто нуждается в контроле, который по каким-то причинам не могут полностью обеспечить родители. Также эта форма обучения необходима тем, у кого серьёзные пробелы в знании предметов, и на самостоятельное их изучение потребуется очень много сил и времени.
Семейное образование
Эта форма образования относится к заочной. Она заключается в том, что ребёнок под контролем родителей, репетиторов или самостоятельно изучает все школьные предметы, при этом в школу приходит только в конце четверти или полугодия, для того чтобы сдавать зачёты. Чтобы перейти на эту форму обучения, нужно написать об этом заявление в школу и в отдел Министерства Образования. После этого Вы договариваетесь с администрацией любой школы о сроках сдачи аттестации. Важно знать, что при семейном образовании ребёнок не входит в состав учеников школы. Если ученик не сможет пройти аттестацию (получит «2»), то школа может потребовать возвращение ребёнка на очную форму обучения.
Плюсы
Родители и ребёнок могут разработать свою собственную программу обучения, которая, на их взгляд, наиболее эффективна.
Освобождается время для творческой и спортивной деятельности ребёнка, лучшей подготовки к экзаменам и т.д.
Ребёнок находится под более сильным контролем родителей.
Минусы
Необходимо хорошо разбираться во всех предметах, поскольку не всегда родители могут помочь.
Ребёнок не входит в состав учащихся школы, поэтому у школы нет стимула его «вытягивать», и требования на аттестациях могут быть достаточно жёсткими.
Таким образом, семейная форма образования может быть хороша лишь тогда, когда ребёнок хорошо разбирается во всех предметах, или когда родители хорошо знают школьные предметы и могут объяснить их ребёнку.
Самообразование
В принципе, это почти то же самое, что и семейное образование. Разница заключается в том, что при выборе самообразования учащиеся 10-11 классов могут сами написать заявление и перейти на эту форму обучения, и для этого не нужно согласие родителей.
Экстернат
Это также заочная форма обучения. Для перехода на неё, как и на другие заочные формы обучения, нужно написать заявление в школу и в отдел Министерства Образования. Для перехода на эту форму обучения нужно согласие родителей. Эта форма обучения отличается тем, что учащийся может заранее сдать некоторые или все предметы. Например, ребёнку 13 лет, то есть по возрасту он должен учиться в 7 классе. Но, сдав предметы экстерном, он может сразу перейти, например, в 8 класс или даже в 9 класс и выше.
Плюсы
Освобождается время для творческой и спортивной деятельности ребёнка, лучшей подготовки к экзаменам и т.д.
Если ребёнок явно обгоняет своих сверстников по знанию предметов, то он может, пройдя аттестацию, сразу перейти в следующий класс и, опять же, выиграть время.
Минусы
Не так просто заранее сдавать все предметы с переходом в следующий класс, поэтому обучение экстерном может оказаться тяжёлым психологически.
Не все дети способны быстро осваивать школьную программу.
Очно-заочная форма обучения
Она многим отличается от заочных. Во-первых, ученик на этой форме обучения входит в состав школы. Это очень хорошо, поскольку школа заинтересована в том, чтобы у ученика были хорошие оценки. Во-вторых, ученик обязательно часть предметов изучает в школе, а часть самостоятельно, потом приходит в школу и сдаёт зачёт. Те предметы, в которых ребёнок разбирается хорошо, он изучает сам, а предметы, с которыми у него проблемы, он изучает в школе. Если в ходе обучения выяснится, что с ещё какими-то предметами ученику сложно справиться самостоятельно, то можно переписать заявление и в список предметов, изучаемых учеником в школе, добавить новые предметы.
Программа развития
В программе отражены тенденции развития школы, охарактеризованы главные проблемы и задачи работы педагогического и ученического коллективов, представлены меры по изменению содержания и организации образовательного процесса.
Развитие школы в данный период предполагает поиск путей и создание условий для личностного
роста обучающегося, его подготовки к полноценному и эффективному участию в различных видах жизнедеятельности в информационном обществе.
Программа является инструментом управления развитием образовательного пространства и учреждения в целом. Она предназначена для систематизации управления развитием школы, а также разработки и реализации комплекса мер, направленных на достижение школой качества образования, адекватного запросам современного российского общества, уровню развития педагогической науки и
меняющимся социально-экономическим условиям; на становление демократического уклада школы как действующей модели гражданского общества.
Цель программы: Создание в школе креативной образовательной среды, обеспечивающей условия для устойчивого творческого развития личности - образованной, культурной, физически и нравственно здоровой, готовой к дальнейшему развитию, самосовершенствованию и самореализации, конкурентоспособной в современном мире, умеющей применять и развивать свои внутренние потенциалы, с высокой мерой ответственности за судьбу Отечества и мира в целом.
Задачи программы: Совершенствовать систему управления школой в соответствии с современными тенденциями развития общества;
оптимизировать систему профессионального и личностного роста педагогических работников как необходимое условие современных образовательных отношений; совершенствовать инфраструктуру, содержание и технологии образовательной деятельности в направлении обеспечения оптимальных условий духовно-нравственной, социально успешной и профессионально ориентированной личности гражданина Российской Федерации; обеспечить информационную открытость образовательного пространства школы в целях привлечения партнеров социума для обновления инфраструктуры и содержания образовательной деятельности.
2. Информационная справка об образовательном учреждении
2.1. Общие сведения об образовательном учреждении
- Наименование образовательного учреждения - Государственное казенное учреждение общеобразовательная организация Запорожской области «Средняя общеобразовательная школа №19» г. Мелитополь (ГКУ ЗО «Средняя общеобразовательная школа №19» г. Мелитополь)
- Юридический адрес, телефон, e-mail - 272304, ЗАПОРОЖСКАЯ ОБЛАСТЬ, М.Р-Н МЕЛИТОПОЛЬСКИЙ,Г.П. МЕЛИТОПОЛЬСКОЕ, Г. МЕЛИТОПОЛЬ, УЛ. ФРУНЗЕ, Д. 262 mel.scool19@yandex.ru
- Учредитель образовательного учреждения – Министерство образования и науки Запорожской области
- Организационно-правовая форма - Государственное казенное учреждение
- Тип образовательного учреждения – общеобразовательная организация
- Вид образовательного учреждения – казенное
- Лицензия - №Л035-00115-77/00650996, от 11 мая 2023г, действует до 1 января 2026г.
- Свидетельство о государственной аккредитации- серия 90А02 №0178, срок действия до 22 мая 2023г. до 1 января 2026г.
- Управление школой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом школы и строится на принципах гуманности, гласности и участия в управлении всех субъектов образовательного процесса. Органами управления являются: педагогический совет, Совет школы, общешкольный родительский комитет, ученическое самоуправление. Непосредственное управление общеобразовательным процессом осуществляет директор школы и его заместители по учебно-воспитательной, воспитательной работе.
- Сведения о здании (помещении): проектная мощность – 660, площадь 5000 кв м.
- Оценка состояния здания, помещения: удовлетворительно
- ИНН учреждения - 9001014620
- ОГРН - 1239000000282
2.2.Особенности расположения общеобразовательного учреждения.
Общеобразовательное учреждение (ОУ) расположено в г. Мелитополь в районе железнодорожного вокзала. Близлежащие улицы – частные домовладения, промышленные объекты, напротив школы находится гинекологическое отделение, также рядом расположены магазины. Соседние здания (здание училища и здание мастерских) в данное время не используются и требуют капитального ремонта. Население микрорайона не имеет выраженной асоциальной направленности. Рядом с ОУ расположен Дом Культуры «Железнодорожников».
2.3.Степень удовлетворения образовательных запросов обучающихся и степень удовлетворенности родителей качеством предоставляемого образования
Родители вполне удовлетворены организацией учебно-воспитательного процесса, каждому родителю предоставлено право удовлетворять и реализовывать свои интересы, высказывать мнение, проявлять активность в жизни школы.
Родители считают, что в школе благоприятный психологический климат, т. е. наблюдается благоприятная атмосфера, способствующая продуктивности совместной деятельности. В школе образовательная среда является комфортной, что является следствием высокого качества образовательных услуг.
Проблемно-ориентированный анализ состояния УВП школы
Принципы стратегического развития
Школа рассматривается как единое образовательное пространство, все компоненты которого проектируются и развиваются в соответствие с единой логикой построения образовательного процесса, а все участники осознают цели и разделяют ценности, определяющие содержание его деятельности. Успешность выбранной стратегии развития зависит от соблюдения в ежедневной образовательной практике следующих организационно-педагогических принципов:
-
- принцип роста самостоятельности образовательной деятельности обучающихся и их ответственности за получаемые промежуточные и итоговые результаты;
- принцип расширения образовательного пространства обучающихся на основе учета их способностей, интересов и склонностей;
- принцип комплексного сопровождения обучающегося и педагога;
- принцип равной значимости для процесса самоопределения и самореализации каждого обучающегося как содержания учебных дисциплин, так и системы развивающей, досуговой деятельности;
- принцип сочетания индивидуального и социального подходов в осуществлении развивающей, досуговой деятельности обучающихся и педагогов;
- принцип преемственности целей, ценностей и технологий на всем протяжении образовательного маршрута;
- принцип максимальной доступности образовательных ресурсов любому обучающемуся и педагогу;
- принцип максимальной эффективности взаимодействия обучающегося и педагога на уроке;
- принцип повышения объективности аттестационной практики обучающихся на любом из этапов учебной деятельности.
3.1. Организация образовательного процесса
Целевая направленность учебного плана состоит в следующем:
- обеспечить усвоение обучающимися обязательного минимума программного содержания;
-создать основу для адаптации обучающихся к жизни в обществе, для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных программ;
-обеспечить образовательные потребности и интересы разных категорий обучающихся, с различным уровнем реальных учебных возможностей;
-обеспечить социально-педагогические отношения, сохраняющие физическое, психическое и социальное здоровье обучающихся.
Учебный план направлен на решение следующих задач:
- обеспечение базового образования для каждого обучающегося;
- обновление содержания образования;
- формирование общей культуры личности;
- удовлетворение социальных запросов;
-адаптация личности к жизни в обществе.
В соответствии с требованиям учебный план включает в себя обязательную часть и внеурочную деятельность.
Во второй половине дня в школе организованы занятия внеурочной деятельности, кружков спортивного и творческого направления.
В школе работает библиотека, медицинский кабинет, организовано горячее питание для школьников.
Индивидуальные и групповые консультации ведут школьный педагог-психолог и социальный педагог.
3.2. Результаты образовательной деятельности
Образовательный процесс имеет четкие цели и задачи, технологичен, адекватно организован; обеспечен необходимой учебной и учебно-методической документацией и литературой, необходимым оборудованием и учебными площадями.
Образовательный процесс – гибкий процесс, реагирующий на изменение контингента классов, ориентирующийся на новые образовательные потребности, запросы участников образовательных отношений. Это система педагогических действий, направленная на решение задач школы. Управление учебно-воспитательным процессом в школе, выбор содержания, форм, средств и методов деятельности педагогического коллектива осуществлялись через согласованную работу структурных подразделений школы, методических объединений учителей-предметников и воспитателей.
С исполнительской точки зрения образовательный процесс в целом надежен: основные организационные действия выполняются своевременно; распоряжения, указания администрации исполняются обычно безошибочно и безотказно. Но при этом бывает проблематичным выполнение и корректирование долгосрочных планов. Не отработан механизм анализа и описания положительной динамики результатов деятельности образовательного учреждения.
Построение образовательного пространства гарантирует овладение выпускниками школы необходимым минимумом знаний, обеспечивающих возможность адаптации в современных условиях и дальнейшего продолжения образования.
На протяжении ряда лет в школе нет неуспевающих. Как видно из таблицы, процент занимающихся на «4» и «5» стабилен, что говорит о правильно спланированной и реализованной работе учителей.
- Результаты воспитательной работы
Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияние социальной, природной, предметно-эстетической среды, непрестанно расширяющееся воспитательное пространство.
Цель: совершенствование воспитательной деятельности, способствующей развитию нравственной, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению.
Задачи:
- Изучение социального заказа участников образовательного процесса, государства, общества для определения путей формирования конкурентоспособной личности.
- Формирование мировоззрения и системы базовых ценностей личности.
- Воспитание гражданственности и любви к Отечеству, воспитание нравственной личности на основе общечеловеческих ценностей через содержание учебных программ, краеведческой и поисковой работы, взаимодействие с общественными организациями и объединениями, детскими общественными организациями.
- Организация инновационной работы в области воспитания и дополнительного образования.
- Формирование физической культуры обучающихся, ценностного отношения к здоровью, понимания школьниками ценности семьи и семейного воспитания.
- Развитие воспитательного потенциала семьи.
- Поддержка социальных инициатив и достижений обучающихся.
Школа осуществляет воспитательную работу по _ целевым направлениям:
Воспитательная работа школы была ориентирована на личность ребенка, на развитие его способностей, индивидуальности; на подготовку его к жизни в социуме.
Традиционно воспитательную работу ведут классные руководители, учителя- предметники, педагоги дополнительного образования. С 2023-2024 учебного года в реализацию воспитательных задач включились советники по воспитанию.
Контроль над воспитательной деятельностью классных руководителей осуществлялся через посещение мероприятий, классных часов, родительских собраний; через проверку и анализ документации. В ходе контроля выявлена проблема: в некоторых классах небольшое количество посещения родительских собраний.
Система дополнительного образования детей на базе школы была представлена (на конец учебного года) работой объединений по различным направлениям: физкультурно-спортивное, художественное, туристско-краеведческое.
Работа по дополнительному образованию направлена на выполнение задач по дальнейшему обеспечению доступных форм обучения учащихся во внеурочное время с учетом их индивидуальных особенностей. Посещая спортивные секции, предметные факультативы различной направленности, ребята могли использовать свое свободнее время в позитивных для развития личности целях. К услугам ребят и их родителей были представлены хореографический, спортивный, актовый залы, спортивная площадка как для детей, так и жителей микрорайона. Анализ результатов работы за год свидетельствует положительная динамика в отношении увеличения контингента воспитанников в объединениях дополнительного образования.
Учащиеся добиваются прекрасных спортивных и творческих успехов во многих спортивных состязаниях, конкурсах, посещая городские УДО. Личные достижения обучающихся школы в этом направлении отражены в таблице.
Однако в ходе внутришкольного контроля в системе дополнительного образования выявлено, что некоторые обучающиеся, включая и детей «группы риска», не посещают данные объединения, на недостаточном уровне ведется работа по вовлечению детей в различные секции.
В школе в соответствии с требованиями ФГОС к структуре программы воспитания и социализации обучающихся осуществляется внеурочная деятельность. В школе разработана и внедрена оптимизационная модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов школы. В осуществлении внеурочной деятельности принимают участие все педагогические работники школы (учителя, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования) координирующую роль выполняет классный руководитель. В соответствии со своими функциями и задачами классный руководитель: взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом школы; организует в классе воспитательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления; организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
Данную модель характеризует:
- создание условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня;
- содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы образовательного учреждения;
- создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и включающую рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;
- создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей;
- опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ.
Однако кадровый дефицит не позволяет удовлетворить все запросы участников образовательного процесса.
В школе создана психолого-педагогическая служба. Она осуществляет психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса, обеспечение психологических условий, необходимых для полноценного психического развития учащихся и формирования их личности.
Задачи сопровождения:
- Содействие в организации психолого-педагогического сопровождения в период адаптации при переходе на новую ступень обучения.
- Оказание индивидуальной психологической поддержки учащимся, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.
- Сопровождение детей с ОВЗ.
- Профессиональная ориентация обучающихся.
- Психологическая помощь обучающимся в профессиональном самоопределении.
- Психологическое сопровождение итоговой аттестации.
- Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в рамках введения ФГОС.
В школе создана ПМПК, целью которой является обеспечение оптимальных условий для обучения и воспитания детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
Для реализации этой цели мы ставим следующие задачи:
- ранняя диагностика отклонений;
- консультирование родителей, педагогов;
- определение необходимых специальных образовательных условий;
- определение путей включения детей с ОВЗ в классы, работающие по основным образовательным программам;
- составление заключения для представления на психолого-медико-педагогическую комиссию;
- формирование банка данных о детях, имеющих проблемы развития.
Психолого-педагогический консилиум проводится: в соответствии с планом работы; по запросу учителя-предметника; по запросу классного руководителя; по запросу родителей (законных представителей) обучающихся.
Однако особого внимания требуют вопросы: определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения ряда обучающихся; определение образовательного и коррекционно-развивающего маршрута.
3.4.Инновационная деятельность школы.
Инновационная деятельность в школе осуществляется по следующим направлениям:
- обновление содержания образования;
- внедрение новых педагогических технологий и методик;
- инновации в организации образовательного процесса;
- организация интеллектуально-творческой деятельности учащихся;
- организация опытно-экспериментальной работы;
- организация методической работы с педагогическими кадрами, осуществляющими инновационную деятельность;
- реализация инновационных педагогических проектов и программ;
- работа над созданием имиджа школы, благоприятной воспитательной среды - освоение обновленных ФГОС.
В школе планируется реализация проекта «Код бедующего» (допобученгие по языкам программирования)
4. Кадровый потенциал образовательного учреждения
Педагогический коллектив школы на протяжении ряда лет недавно сформирован. Следует отметить, что связи с апреля 2022 года из прежнего педколлектива остался работать один сотрудник, часть педколлектива получают второе высшее образование – педагогическое, не имеют педагогического опыта.
Всего педагогических работников – 29(из них совместителей 0 человек).
Укомплектованность штатов: 60% (по лицензии)
Вакансии - 40% (по лицензии).
В школе разработана система стимулирования педагогического труда.
В качестве одного из важнейших условий становления педагога считаем повышение квалификации (самообразование, саморазвитие, самокоррекцию). Особую значимость в современных условиях приобретают система повышения квалификации педагогов и создание условий для самореализации личности каждого учителя. В настоящее время существует проблема аттестации педагогов, в связи с тем, что меняются процедура аттестации и требования к предоставляемым для ее прохождения документам.
5.Материально-техническая и учебно-методическая база школы
Учебно-методическое и библиотечно-информационное обеспечение не соответствует требованиям ФГОС. Учебниками и методическими пособиями обеспечены все участники образовательных отношений на 90%.
Учебно-методическое и информационное оснащение образовательного процесса обеспечивает возможность:
- реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, осуществления их самостоятельной образовательной деятельности;
- организации сообщения в виде линейного или включающего ссылки сопровождения выступления, сообщения для самостоятельного просмотра, в том числе видеомонтажа и озвучивания видеосообщений;
- выступления с аудио-, видео- и графическим экранным сопровождением;
- вывода информации на бумагу и т. п. и в трехмерную материальную среду (печать);
- информационного подключения к локальной сети и глобальной сети Интернет, входа в информационную среду организации, в том числе через Интернет;
- поиска и получения информации;
- использования источников информации на бумажных и цифровых носителях (в том числе в справочниках, словарях, поисковых системах);
- использования носимых аудио-, видеоустройств для учебной деятельности на уроке и вне урока;
- общения в Интернете, взаимодействия в социальных группах и сетях, участия в форумах, групповой работы над сообщениями (вики);
- создания, заполнения и анализа баз данных, в том числе определителей; их наглядного представления;
- включения обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность, проведения наблюдений и экспериментов;
- размещения продуктов познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде образовательной организации;
- проектирования и организации индивидуальной и групповой деятельности, организации своего времени с использованием ИКТ; планирования учебного процесса, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов);
- обеспечения доступа в школьной библиотеке к учебной и художественной литературе;
- проведения массовых мероприятий, собраний, представлений; досуга и общения обучающихся с возможностью для массового просмотра кино- и видеоматериалов, организации сценической работы, театрализованных представлений, обеспеченных озвучиванием, освещением и мультимедиа сопровождением;
В школе имеются:
- Учебные кабинеты - 29
- Школьная столовая – одна, на 50 посадочных мест, со всем технологическим оборудованием
- Кабинет обслуживающего труда – есть
- Кулинария - есть
- Столярная мастерская – нет
- Слесарная мастерская - нет
- Кабинет психолога – есть
- Библиотека – одна, с учебным фондом – 11000 книг
- Спортзал – один
- Актовый зал – один
- Столовая – одна
- Медицинский кабинет – один
На территории школы имеются так же:
Футбольное поле, волейбольная площадка, гимнастическая площадка, игровая зона, которые требуют капитального ремонта.
Информационные ресурсы учреждения.
- Подключение к сети Интернет (требует настройки работы, заключения договора)
Образовательный процесс оснащён современными техническими средствами:
- компьютерные классы с выходом в Интернет – 3; всего компьютеров в классе – по 15.
- Не полностью оборудованы автоматизированные места администратора (компьютер, принтер, сканер, ксерокс),
- число компьютеров -6,
- интерактивные доски с проектором -8,
- мультимедийные проекторы-6,
- учебно-лабораторное оборудование требует обновления.
6.Аналитическое и прогностическое обоснование программы
Анализ результатов работы школы, кадровое и материальное обеспечение дают основания считать, что все учащиеся получают аттестаты как об основном полном образовании, так и среднем образовании. Также нет большого оттока обучающихся в течении учебного года, обучающиеся могут получить дополнительные знания на внеурочной деятельности, реализовать себя на кружковых занятиях.
В целом для школы характерно высокое качество образования. Обученность стабильно сохраняется на допустимом и высоком уровнях.
Коллектив общеобразовательной школы работает над решением следующих задач:
- обеспечение качественного и доступного образования на всех уровнях и для всех категорий обучающихся;
- совершенствование пространственно-предметной среды школы с целью создания универсальных условий воздействия образовательной среды на её субъекты;
- совершенствование системы информационно-образовательного пространства школы совершенствование ресурсного (материально-технического, кадрового, методического) обеспечения учебно-воспитательного процесса;
- формирование культуры здорового образа жизни у участников образовательных отношений;
- обеспечение построения образовательной практики с учетом тенденций воспитания детей в духе уважения к своей школе, городу, стране, своему народу и другим народам;
- усиление взаимодействия всех участников образовательных отношений (учитель – ученик – родитель);
- содействие повышению роли семьи в образовании детей.
Структура школы полностью соответствует заявленной в Программе.
Современная школа вынуждена учитывать такую тенденцию развития общества, как интенсивное развитие информационно-коммуникационных технологий, которые внедрены во все сферы жизни человека. Сегодняшнему рынку труда нужен специалист, являющийся профессионалом в своей деятельности, инициативный, коммуникабельный, умеющий работать в команде, умеющий принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность, готовый к принятию и внедрению инноваций. Кроме того, востребованный на рынке труда специалист должен быть психологически устойчив к стрессам, готов работать с перегрузками, а вдобавок еще такой специалист должен быть по натуре лидером. Таким образом, современное школьное образование должно ориентироваться на ученика, его активную позицию в жизни, в частности, в образовательном процессе, на создание и поддержку условий для развития критического мышления, коммуникативных навыков, социализации и развитие умения учиться. Программа развития школы - продукт коллективного творчества не только педагогов, но и учеников, и их родителей. Развитие школы рассматривается педагогами и администрацией как процесс, под которым понимается комплексная деятельность, по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств.
Для выявления потенциала развития образовательной системы школы был проведен SWOT-анализ, который позволил выявить ее сильные и слабые стороны (внутренние факторы), перспективные возможности и риски ее развития (внешние факторы).
Коллеги! Направления могут быть самые разнообразные!
SWOT-анализ позволяет выделить приоритетную стратегию развития образовательной системы школы до 2026 года – организованный переход, эффективное внедрение и качественная оценка результатов освоения федеральных государственных образовательных стандартов на основе гармоничного развития образовательной среды и участников образовательного процесса.
Проведенный SWOT-анализ позволяет оценить, что внешние возможности и риски не являются определяющими в развитии образовательной системы школы. Стратегия развития ориентирована на внутренний потенциал развития школы и инновационные технологии управления и обучения.
7. Концепция желаемого будущего состояния школы.
Современное развитие России выдвинуло образование в один из общенациональных приоритетов. От модернизации сферы образования напрямую зависят успехи в социально-экономическом развитии, поскольку система образования создает самый главный ресурс- человеческий потенциал, который выступает как основной фактор обновления страны.
Образовательная политика России, учитывая общие тенденции мирового развития и отражая общенациональные интересы в сфере образования, предлагает ряд существенных изменений в системе образования:
- переход к 2024 году на новые Федеральные государственные стандарты среднего общего образования, формирующие мышление у молодого поколения;
- формирование модели оценки качества образования в условиях построения Новой школы;
- формирование культурно-образовательной среды как условия воспитания и социализации всех субъектов образовательного процесса, их коммуникабельности и толерантности;
- подготовка учителя Новой школы в условиях модернизации системы образования;
- управление инновационными процессами в современной школе, связанными с расширением возможностей политического и социального выбора и повышения уровня готовности школьников к такому выбору;
- информатизация образовательной среды, связанной с переходом к постиндустриальному, информационному обществу, значительному расширению масштабов межкультурного взаимодействия.
Следовательно, школа как структурный элемент государства, должна создавать условия для воспитания творчески мыслящей личности, способной профессионально ориентироваться в быстро меняющихся социально-экономических условиях, самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, образованности, повышением общекультурного уровня.
Ключевой идеей программы развития школы является повышение качества образования.
Идея определяет конечную цель-создание и реализация проектной модели школы личностного роста, как механизма повышения качества образования.
Принципы построения данной программы соответствуют основным принципам и направлениям развития, указанным в стратегических документах, регламентирующих развитие российского образования.
Важным компонентом ФГОС является система оценки достижений планируемых результатов, которые в данном контексте выражены как персонифицированные предметные, метапредметные и личностные результаты, представляющие итоговую оценку индивидуальных достижений выпускников в освоении общего образования. ФГОС нового поколения впервые определяют такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности школы.
«Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ).
Основные цели Программы развития школы:
1) воспитание, направленное на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
2) обучение – организация деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;
3) реализация требований обновленного федерального государственного образовательного стандарта к уровням общего образования (начального общего, основного общего, среднего общего), направленного на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений и навыков, необходимых для жизни человека в обществе;
4) всестороннее удовлетворение образовательных потребностей обучающихся в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом совершенствовании через дополнительное образование.
Программа перспективного развития ГБУ ОО ЗО «Средняя общеобразовательная школа №19» г. Мелитополь (далее Программа) является концептуальной и организационной основой образовательной и воспитательной деятельности школы и предназначена для дальнейшего совершенствования и развития образовательного процесса.
Главная задача школы на современном этапе – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.
Ключевой идеей Программы является идея поиска новых путей развития школы, путей организации образовательного процесса, способствующего:
- гармонизации развития индивидуальных способностей и социально значимых качеств личности;
- формирования познавательной активности и креативности мышления обучающихся – основы для адаптивности и конкурентоспособности в динамично развивающемся обществе;
- самостоятельности и критичности в принятии решений;
- достижению компетентностей, в том числе и в работе с информацией на основе современных информационно-коммуникационных технологий.
Программа развития образовательного учреждения основывается на следующих принципах:
· обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;
· гуманистический характер образования;
· приоритет жизни и здоровья обучающихся, прав и свобод личности;
· воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде;
· светский характер образования;
· свобода выбора получения образования, создание условий для самореализации каждого ученика, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования;
· информационная открытость и публичная отчетность образовательного учреждения;
· демократический характер управления, обеспечение прав обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательным учреждением.
Современная школа должна удовлетворять заказ государства и выйти на новое качество образования. Под новым качеством образования мы понимаем достижением обучающимися таких образовательных результатов, которые позволят им быть успешными в получении профессионального образования и, в дальнейшем, - востребованными на рынке труда, умеющими решать моральные проблемы межличностного и социального общения.
Модель личности выпускника школы
- Хорошее здоровье, внутренняя потребность в ЗОЖ.
- Способность критически, конструктивно, созидательно и самостоятельно мыслить.
- Адекватная самооценка, самокритичность.
- Способность к самообразованию, самовоспитанию, самореализации и самокоррекции.
- Уверенность в себе, внутренняя установка на успех.
- Коммуникативная компетентность.
- Креативность.
- Устойчивые нравственные позиции.
- Национальное самосознание и толерантность.
- Культ семьи и осознание в ней ролей мужчины и женщины.
- Мотивация к продолжению образования, способность к профессиональному самоопределению.
- Личность с современным мышлением, способная успешно адаптироваться и самореализоваться в высокотехнологичном конкурентном мире.
Стратегия развития школы определяется решением организационных задач:
- Продолжение внедрения в практику работы школы инновационных, технологий обучения;
- Формирование творческих групп учителей, мотивированных на работу по новым педагогическим технологиям в режиме расширения образовательных компонентов школы;
- Разработка учебных планов, элективных курсов, программно-методического обеспечения, входящих в обновленную структуру образовательной среды;
- Разработка локальных актов, регулирующих деятельность новых компонентов образовательной среды школы;
- Организация работы Совета школы по стратегии развития образовательного учреждения.
8. Инструментарий реализации программы
8.1.Миссия и направления Программы развития образовательного учреждения.
Миссия школы заключается в создании безопасных и максимально комфортных условий для раскрытия и развития личностного потенциала и социализации каждого обучающегося в процессе освоения основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования в соответствии с требованиями ФГОС, формирования компетенций, необходимых для жизни человека в обществе.
Решение стратегической задачи развития образовательного учреждения будет достигаться за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям:
- совершенствование системы самооценки деятельности образовательного учреждения с целью обеспечения ее соответствия развивающейся системе образования (самообследование, ежегодный публичный доклад);
- совершенствование системы внутришкольного управления и контроля на основе эффективного использования информационно-коммуникационных технологий;
- ориентация содержания образования на приобретение обучающимися основных компетентностей, практических навыков самоопределения и жизнеобеспечения в таких областях, как здоровый образ жизни, толерантность, позитивное участие в общественной жизни, информационные коммуникации;
- развитие творческого потенциала обучающихся, создание социально-психологических и здоровьесберегающих условий для их самообразования и самореализации, социального самоопределения личности;
- дальнейшее сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование потребности ведения здорового образа жизни; создание комфортной образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- совершенствование системы диагностики и мониторинга образовательного процесса в школе;
- обновление содержания образования, развитие и внедрение инновационных идей в образовательный процесс, освоение продуктивных педагогических технологий, в том числе компьютерных; выполнение требований федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования (ФГОС);
- повышение профессионального мастерства и квалификации педагогов, развитие их творческого потенциала;
- открытость образовательного учреждения, размещение информационных материалов на сайте школы.
8.2. Цель, задачи и сроки реализации программы
Главная цель Программы:
Обеспечить высокое качество образования, максимальное раскрытие личностного, интеллектуального, творческого потенциала каждого учащегося, успешную социализацию выпускников отвечающие требованиям учащихся, родителей, педагогов и социума, на основе повышения эффективности деятельности школы, путем создания развивающей образовательной среды, а также оптимизации информационной среды и организационной структуры школы.
В соответствии с поставленной целью решаются задачи Программы развития школы.
Задачи Программы:
1) Обеспечить качественное и доступное образование на всех уровнях образования для всех категорий обучающихся.
2) Совершенствовать пространственно-предметную среду школы с целью создания универсальных условий воздействия образовательной среды на её субъекты.
3) Совершенствовать систему информационно-образовательного пространства школы (оптимизировать систему управления для обеспечения эффективного развития; совершенствовать педагогический менеджмент; эффективно использовать ИКТ в системе администрирования; совершенствование ресурсного (материально-технического, кадрового, методического) обеспечения учебно-воспитательного процесса.
4) Формировать культуру здорового образа жизни у участников образовательного процесса.
5) Обеспечить построение образовательной практики с учетом тенденций воспитания детей в духе уважения к своей школе, городу, стране, своему народу и другим народам; усиление взаимодействия всех участников образовательных отношений (учитель – ученик – родитель); содействие повышению роли семьи в образовании детей.
8.3.Механизм реализации программы развития школы
Для достижения цели развития школы и решение всех поставленных задач были разработаны следующие целевые подпрограммы, реализация которых позволяет достигнуть поставленные перед школой цели, обеспечить инновационное развитие образовательного процесса школы в соответствии с требованиями модернизации системы образования: обновление содержания и структуры образования на основе новых образовательных стандартов
Название подпрограмм*:
- Подпрограмма « ФГОС-образовательный стандарт в действии».
- Подпрограмма «Развитие педагогического потенциала».
- Подпрограмма «Одаренные дети».
- Подпрограмма «Гражданско-патриотического воспитания школьников».
- Подпрограмма «Школа – территория здоровья».
- Подпрограмма «Дополнительного образования».
Подпрограмма «ФГОС – образовательный стандарт в действии»
Цель подпрограммы: обеспечение условий для внедрения и реализации обновленного Федерального государственного образовательного стандарта.
Реализация подпрограммы «ФГОС – образовательный стандарт в действии» в школе предполагает решение следующих задач:
- Создать комплекс организационно-методических и психолого-педагогических условий, обеспечивающий успешное введение обновленных ФГОС общего образования.
- Обеспечить единство и преемственность между уровнями общего образования при переходе к непрерывной системе образования в условиях внедрения ФГОС.
- Обеспечить реализацию новых федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основные направления реализации подпрограммы:
Направление - создание комплекса организационно-методических и психолого-педагогических условий, обеспечивающих успешный переход ОУ на освоение обновленного Федерального государственного образовательного стандарта общего образования третьего поколения нацелено на разработку системы нормативов и регламентов, необходимых для обеспечения реализации основных образовательных программ и достижения планируемых результатов общего образования в свете требований обновленных ФГОС.
Направление - создание системы психолого-педагогического сопровождения реализации новых стандартов предусматривает разработку мероприятий, направленных на здоровьесбережение, совершенствование работы по программам ОВЗ образовательной системы .
Направление - разработка системы учебно-методического обеспечения реализации стандартов третьего поколения нацелено на создание методической базы для успешной подготовки учащихся к итоговой аттестации в формате ГИА по всем предметам, проведение мероприятий по распространению передового опыта учителей школы.
Направление - создание системы оценки образовательных достижений учащихся, предусмотренных обновленными образовательными стандартами, предполагает разработку системы мониторинга по определению результативности деятельности обучающихся, проведение педагогической диагностики, обеспечивающей поддержку ученика в образовательном процессе, построение индивидуальных образовательных маршрутов.
Ожидаемые результаты:
- Успешная подготовка и введение обновленных ФГОС.
- Рост творческой активности педагогов.
- Улучшение качества знаний.
- Готовность учащихся к различным видам итогового контроля, в том числе, ЕГЭ, к проведению самостоятельной исследовательской работы и презентации ее результатов.
- Наличие системы оценки качества образования и образовательных результатов учащихся, системы внутреннего аудита качества образования, разработан инструментарий оценки качества образования и механизм его использования.
- Наличие системы мониторинга по определению результативности деятельности педагога.
Критерии оценки:
- Успешное выполнение учащимися требований образовательного стандарта.
- Рост профессиональной компетентности педагогов и их творческая активность.
- Участие в городских и областных предметных олимпиадах, конкурсах и т.п.
- Презентация результатов самостоятельной исследовательской и проектной деятельности учащихся.
- Повышение информационно-коммуникативной культуры учащихся в процессе осуществления проектов различного уровня.
Подпрограмма «Развитие педагогического потенциала»
Цель подпрограммы: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов школы в соответствии с требованиями обновленных ФГОС.
Реализация подпрограммы «Развитие педагогического потенциала» в школе предполагает решение следующих задач:
- формировать мотивации к непрерывности профессионального роста педагогов;
- активно внедрять инновационные технологии в процесс обучения и воспитания;
- рационально организовывать образовательный процесс;
- разработать системный подход к организации непрерывного образования и повышения профессиональной компетентности педагогических кадров;
- повысить мотивацию педагогов для активного внедрения инновационных технологий и участия в конкурсном движении;
- активизировать творческий потенциал педагогов по обобщению передового педагогического опыта и его распространению;
- формировать корпоративно-профессиональною культуру педагогического сообщества;
- развивать систему мотивации педагогических и управленческих кадров к профессиональному росту.
Основные направления реализации подпрограммы:
Направление повышение мотивации основано на приоритетах педагогов, выявленных с помощью анкетирования коллектива по методике К. Замфир (прилагается) с целью создания условий для профилактики эмоционального выгорания педагогов.
Направление методическое направление нацелено на повышение результативности образовательного процесса через совершенствование уровня педагогического мастерства, эрудиции, компетентности учителей.
Направление повышение квалификации совершенствует внутри школьный этап системы повышения квалификации, стимулирование и поддержку педагогических работников школы, повышение престижа образовательного учреждения через рост квалификации педагогических работников.
Направление индивидуальное сопровождение педагогов осуществляется через обучение, поддержку начинающих педагогов; создание условий для мотивирования каждого учителя на рост их профессионального мастерства.
Направление корпоративная культура и социальное партнерство направлено на создание образовательного пространства школы, как среды максимально широкого диапазона для развития личности, действующей в соответствии с общественными ценностями и приоритетами, ожиданиями и интересами.
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы «Развитие педагогического потенциала»
- повышение профессионального роста педагогов и эффективного использования кадрового потенциала;
- повышение мотивации к качественному педагогическому труду;
- увеличение доли педагогических работников, реализующих инновационные педагогические технологии, авторские программы, принимающих участие в различных профессиональных конкурсах разных уровней, готовых к использованию ИКТ – технологий в педагогическом процессе и повышению квалификации;
- успешное прохождение аттестации для повышения квалификации педагогов;
проектирование педагогом индивидуального образовательного маршрута профессионально-личностного развития;
- совершенствование мониторинга организации и содержания учебно-воспитательного процесса и разработка рекомендаций по повышению качества и результатов образовательного процесса.
Подпрограмма «Одаренные дети»
Цель программы: создание в школе оптимальных условий, способствующих развитию одаренности обучающихся.
Развитие подпрограммы «Одаренные дети» в школе предполагает решение следующих задач:
- выявление и отбор как собственно одаренных и талантливых детей, так и способных, создание условий для развития творческого потенциала личности таких школьников;
- совершенствование научно-методическое, психолого-педагогическое сопровождение развития одаренных детей;
- совершенствование механизма реализации творческих, исследовательских, коммуникативных потребностей одаренных детей;
- совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье (тематические родительские собрания, круглые столы с участием детей, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники, посещение кружков и секций по способностям).
Основные направления реализации подпрограммы:
Направление изучение нормативных документов, рекомендаций и опыта работы педагогов по вопросу «Одаренные дети» направлено на внедрение передовых образовательных технологий, изучение нормативно-правового обеспечения деятельности, формирование банка данных по проблеме одаренности, укрепление материально-технической базы.
Направление создание банка данных одаренных детей школы нацелено на формирование банка методического обеспечения для выявления одаренности; проведение специальных конкурсов, турниров для выявления одаренных детей; проведение диагностики одаренных детей; диагностика условий обучения и развития одаренных детей (в т.ч. кадровых); создание банка данных «Одаренные дети школы».
Направление психологическая помощь одаренным детям осуществляет апробацию и внедрение методических разработок в психолого-педагогическую практику, поиск и внедрение наиболее эффективных технологий работы с одаренными детьми; создание системы психологического сопровождения одаренных детей.
Направление создание методической копилки по работе с одаренными детьми осуществляет определение критериев эффективности педагогической работы с одаренными детьми; повышение квалификации педагогов на разных уровнях; оказание информационной, методической и финансовой помощи педагогам; создание творческой группы учителей, работающих с одаренными детьми; создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий.
Направление систематизация работы учителей с одаренными детьми в урочной деятельности направлено на создание образовательной среды для развития одаренных детей через организацию курсов углубленного изучения предметов, кружков интеллектуальной, художественно-эстетической направленности; летнего лагеря; создание условий для участия одаренных детей в олимпиадах, конференциях и других интеллектуально-творческих мероприятиях разного уровня; обеспечение материально-технической базы; использование информационно-коммуникационных технологий.
Направление создание условий для работы с одаренными детьми во внеурочное время реализуется ориентированием внеклассной работы на участие в ней одаренных детей; организация разнообразных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных марафонов, конференций; осуществление поддержки одаренности через организацию конкурса «Ученик года».
Направление работа с родителями одаренных детей осуществляется через привлечение внимания общественности и родителей, органов государственного управления, средств массовой информации к проблемам одаренных детей; организация совместной работы.
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы
- увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности;
- повышение качества образования и воспитания школьников в целом;
- положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад, конференций различного уровня;
- повышение социального престижа школы на местном, муниципальном уровне.
Подпрограмма «Гражданско-патриотического воспитания школьников»
Цель программы: создание условий для активной, содержательной, системной деятельности коллектива педагогов, обучающихся, родителей школы по становлению и личностному развитию детей в процессе формирования активной жизненной позиции и чувства ответственности за свой личный выбор и за будущее России.
Подпрограмма гражданско-патриотического воспитания школьников предполагает решение следующих задач:
- проводить обоснованную организаторскую деятельность по созданию условий для эффективного патриотического воспитания школьников;
- формировать эффективную систему патриотического воспитания, обеспечивающую оптимальные условия развития у каждого подростка верности Отечеству, готовность приносить пользу обществу и государству;
- развивать у обучающихся потребность в познании культурно-исторических ценностей, стимулировать творческую активность;
- привлекать обучающихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края, школы через овладение технологией социального проектирования и участие в реальной жизни местного сообщества;
- изучать историю своего края, народа, страны для дальнейшего укрепления основ демократии и народовластия в России.
Основные направления реализации подпрограммы:
Направление работа школьного музея и работа с мемориальными комплексами и историческими памятниками реализуется через такие формы как тематические классные часы, уроки мужества, устный журнал, предметные недели, беседы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, организацию праздников, посвященные памятным датам.
Направление работа в социуме осуществляется в школе в совместной реализации образовательных проектов и социальных инициатив «Я и семья» через основные формы деятельности: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения в обмене опытом, в совершенствовании образовательной среды школы. Такая деятельность расширяет круг общения всех участников образовательного процесса, позволяет обучающимся получить социальный опыт и способствует формированию их мировоззрения
Направление проектная и интеллектуальная деятельность нацелено на создание условий эффективного гражданско-патриотического воспитания учащихся. Утверждение в сознании и чувствах учащихся представлений об общечеловеческих ценностях, взглядов и убеждений, уважения к культуре и историческому прошлому России, к ее традициям. Направление реализуется через основные формы деятельности: тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины и праздники по правовой тематике, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты, экологическое движение, выпуск листовок и газет, игры, марафоны, викторины, предметные недели.
Направление детское самоуправление нацелено на формирование у большей части обучающихся школы ценностных установок гражданско-патриотической направленности. Повышение мотивации творческой активности детей в различных сферах социально значимой деятельности.
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы
- создание системы работы по гражданско-патриотическому воспитанию школьников;
- повышение качества гражданской образованности и воспитанности;
- создание научно-обоснованной гуманистической системы гражданско-патриотического воспитания в школе;
- практическое взаимодействие с различными социальными институтами по вопросу гражданско-патриотического образования и развития.
Подпрограмма «Школа – территория здоровья»
Цель подпрограммы: совершенствование развивающей образовательной среды обучения и воспитания, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Реализация подпрограммы «Школа – территория здоровья» предполагает решение следующих задач:
- создание в школе санитарно-гигиенических, материально-технических,
организационно-педагогических условий здоровьесбережения, мониторинг санитарно-гигиенического состояния школы;
- организация и реализация диагностики состояния здоровья, физической подготовленности обучающихся с целью наблюдения за их развитием;
- организация полноценного сбалансированного питания;
- повышение уровня профессиональной квалификации и компетентности учителей по применению технологий урока, сберегающих здоровье обучающихся и использование педагогами методов деятельности в процессе обучения школьников с учетом нормирования учебной нагрузки и объема домашнего задания.
- развитие психолого-педагогической и медико-педагогической службы
школы для профилактики психологического и физиологического состояния обучающихся;
- разработка и проведение физкультурно-массовых мероприятий, обеспечивающих развитие, как духовных, так и физических качеств всех участников образовательного процесса;
- создание содержательного и информационного обеспечения
пропагандистской работы по приобщению школьников к здоровому
образу жизни.
Основные направления реализации подпрограммы:
Направление медицинское сопровождение образовательного процесса осуществляет медицинскую профилактику, санитарно-просветительскую работу, мониторинг здоровья обучающихся;
Направление соблюдение санитарных условий и совершенствование санитарно- оздоровительных мероприятий включает урочную и внеурочную работу с обучающимися по вопросам профилактики болезней, употребления ПАВ, здорового образа жизни; в рамках предмета «Окружающий мир» в начальной школе, ОБЖ и ЗОЖ в среднем и старшем звене, на уроках физической культуры, биологии, химии рассматриваются темы режима дня, учебы и отдыха, здорового питания, соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил, профилактики вредных привычек;
Направление организация физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности школы осуществляется учителями физической культуры, где наиболее интересными формами физкультурно-оздоровительной деятельности являются: дни здоровья, весенний кросс; спортивные праздники совместные с семьями обучающихся; малые спартакиады школьников и педагогов.
Направление формирование валеологической культуры в системе учебной деятельности развивает важнейшее условие деятельности педагогического коллектива школы -обязательное применение на занятиях здоровьесберегающих технологий обучения;
Направление сотрудничество с родителями осуществляется в рамках просветительской работы с родителями классными руководителями, медицинским работником школы, приглашенными специалистами, психологом и посвящены вопросам сохранения здоровья детей;
Направление организация работы по совершенствованию питания обучающихся направлено на обеспечение школьников качественным сбалансированным питанием.
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы
« Школа – территория здоровья»
- повышение количества учащихся с высоким уровнем осведомленности о здоровом образе жизни на 10 %;
- поднятие значимости занятий спортом, увеличение количества учащихся, занимающихся в спортивных секциях на 15 %;
- вовлечение большего числа родителей в совместную со школой деятельность по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у обучающихся;
- создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся;
- уменьшение количества дезадаптированных детей на 12%, детей с высоким уровнем школьной тревожности на 10%;
- привитие обучающимся навыков личной гигиены, здорового образа жизни и понимания необходимости его пропаганды.
Подпрограмма «Дополнительное образование»
Цель программы: создание в школе условий для гармоничного развития социально активной, творческой, конкурентоспособной личности школьников путём расширения системы дополнительного образования.
Развитие дополнительного образования детей в школе предполагает решение следующих задач:
- создать условия для удовлетворения индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно- эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
- создать условия для социализации и адаптации обучающихся к жизни в обществе путём расширения социального партнерства;
- изучить интересы и потребности обучающихся и их родителей во внеурочной деятельности детей;
- внедрить систему платных образовательных программ для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях по интересам.
Направление организация дополнительного образования в рамках внеурочной деятельности реализуется через такие формы как кружки, клубы, объединения, секции, юношеские организации, краеведческая работа, школьные научные общества, олимпиады.
Направление социальное партнерство проявляет себя в школе в совместной реализации образовательных проектов и социальных инициатив, в обмене опытом, в совершенствовании образовательной среды школы. Такая деятельность расширяет круг общения всех участников образовательного процесса, позволяет обучающимся получить социальный опыт и способствует формированию их мировоззрения.
Направление развитие платных образовательных услуг актуально в нынешней экономической ситуации, потому что жизнеспособным оказывается только конкурентоспособная организация, которая обеспечивает устойчивый уровень качества образования.
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы
- увеличение к 2026 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам (от общей численности детей этого возраста до 70-75%) с использованием новых механизмов вовлечения детей с разными потребностями и возможностями (одаренных и с ограниченными возможностями), развитие новых современных и привлекательных видов творческой деятельности;
- повышение удовлетворенности населения качеством дополнительного образования;
- расширение возможностей для творческого развития личности ребенка;
- увеличение количества социальных партнеров, участвующих в образовательном процессе;
- повышение результативности участия обучающихся школы, а также школьных объединений в конкурсах, соревнованиях регионального, федерального уровней;
- развитие самозанятости учащихся.
9. Организация управления реализацией Программы
Управление и контроль над реализацией Программы осуществляется администрацией общеобразовательного учреждения.
Результаты выполнения программных мероприятий рассматриваются на заседаниях школьного совета.
Заказчик Программы (школа) представляет в установленном порядке информацию о ходе реализации Программы, об использовании финансовых средств в Министерство образования и науки Запорожской области; контролирует и анализирует выполнение Программы; корректирует перечень мероприятий на очередной финансовый год в случае сокращения объемов финансирования Программы из регионального бюджета.
Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению, исходя из возможностей регионального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Механизмы управления деятельностью педагогического коллектива ГКУ ЗО «Средняя общеобразовательная школа №19» г. Мелитополь по реализации Программы развития – самоорганизация, рефлексия и самоконтроль. Векторы управления – методическая поддержка, психолого-педагогическая помощь и обеспечении процессов реализации программы.
Объемы и источники финансирования программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджета Запорожской области. Объёмы расходов Программы ежегодно уточняются в процессе исполнения бюджета и при формировании бюджета на очередной финансовый год.
Мониторинг хода и результатов реализации программы
1. Итоги работы по реализации Программы развития ежегодно подводятся на августовском педагогическом совете, на основе анализа результатов деятельности методических объединений, результатов образовательного процесса.
2. На педагогическом совете корректируется план реализации Программы развития школы, определяются цели и задачи на следующий этап.
3. Один раз в полугодие заслушивается отчет о ходе и результатах реализации Программы развития на заседаниях методических объединений, научно-методическом совете школы по вопросам своей компетенции.
4. Анализ основных индикаторов программы осуществляется 1 раз в четверть.
5. Координатором выполнения программы развития является заместитель директора по УВР. Он анализирует, обобщает материал и готовит рекомендации по дальнейшему выполнению Программы.
Порядок внесения изменений в программу
Творческая группа при необходимости и по поручению заказчика Программы имеет право вносить изменения в Программу, выполняя её корректировку. Внесенные в Программу изменения рассматриваются на педагогическом совете и утверждаются директором школы.
Мониторинг реализации программы
Необходимым условием успешной реализации Программы развития школы является ее мониторинг. Это позволяет обеспечить обратную связь с участниками образовательных отношений о ходе реализации Программы, прозрачность деятельности школы, выделить ключевые направления, по которым требуется коррекция управленческих воздействий для достижения целей программы.
Основные задачи:
- отслеживание изменений во внешней среде, создающих риски или возможности для стратегической цели программы;
- систематическое наблюдение за изменением мнения участников образовательного процесса, представителей органов власти и управления, родителей (законных представителей) учащихся о качественных характеристиках образования, состоянии материально-технического обеспечения, информационно-методического сопровождения образовательного процесса.
Фотографии

